Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Направления и содержание образовательной деятельности: Четкость и разборчивость письма.
Для формирования четкости и разборчивости письма педагог организует работу над развитием зрительно – двигательного образа на основе поэлементно – целостного метода. Зрительный образ – зрительное представление о форме знака. Двигательный образ – представление движения руки при письме, которое включает: зрительный образ и последовательность начертания двигательных элементов при безотрывном письме. В процессе обучению письму педагог проводит работу над аналитическим видением и осмыслением усвоения письма.
Ритм, скорость и плавность письма.
Письмо под счет. Способствует уравниванию скорости письма всех учащихся группы, подтягивает тех, кто не сразу приступает к заданию, отстает и останавливать тех учащихся, которые спешат и выполняют задание наспех.
Чем сложнее мыслительная деятельность, тем медленнее будет выполняться письменное упражнение. Чтобы развить большую свободу и гибкость движение пальцев в кисти, обычно проводится упражнения в виде росчерков, петель, соединений. Их можно проводить как в воздухе, так и на доске или на таблице, так и ручкой, карандашом. Специальные упражнения нужно организовать так, чтобы они имели более широкий диапазон воздействия. Здесь помогут знания педагога о том, на развитие каких движений направлено каждое предлагаемое им упражнение.
Структура занятия:
- 1 часть: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп, регулировку мышечного тонуса. Включает организацию детей, создание эмоционального настроя на занятие. Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук.
- 2 часть: упражнения на развитие координации движения, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия.
- 3 часть: упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе.